12.10.2023
Модель системы профилактики нарушений при осуществлении государственного контроля (надзора)
В статье предпринята попытка систематизации основных положений, касающихся вопросов профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении государственного контроля (надзора). Основываясь на результатах проведенного исследования, авторы отмечают, что учет доминант поведения подконтрольного субъекта позволит повысить эффективность использования профилактических практик в деятельности контрольно-надзорных органов. При реализации мер профилактики следует обратить внимание и на адаптивное поведение подконтрольного субъекта, а именно на своевременность и объем предпринятых им мер. Исходя из целей профилактической деятельности, выделены функции профилактики нарушений обязательных требований законодательства, а процесс применения профилактических практик в текущей деятельности контрольно-надзорных органов предложено условно разделить на несколько этапов: 1) анализ и оценка фактического положения дел, 2) принятие и исполнение решения о применении того или иного вида профилактического мероприятия в отношении подконтрольного субъекта, 3) анализ и обобщение полученных результатов.
10.10.2023
Доказывание вины и виновности в уголовном судопроизводстве
Вина и виновность лица в совершении преступления доказываются по уголовному делу лицами, производящими расследование, и судом в рамках уголовного судопроизводства. В статье рассмотрены вопросы понятия вины и виновности, их соотношения (вина включается в виновность лица; вина обособлена от виновности и ее нужно доказывать отдельно). Анализируются мнения исследователей и следственная практика по этому вопросу, обосновывается собственная точка зрения. С учетом судебной практики по уголовным делам виновность лица (а значит, и вина) должна быть доказана. Автор выступает против предложения об исключении признательных показаний из системы доказательств по уголовному делу. Рассмотрены вопросы доказывания на некоторых стадиях уголовного процесса. В статье затрагиваются вопросы влияния вины и виновности на объем доказывания, его цели, обстоятельства, подлежащие обязательному доказыванию. Предлагается внести изменения в пункт 2 части 1 статьи 73 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Утверждается, что для доказывания вины и виновности используются одинаковые доказательства. Относительно понимания цели формулируется тезис о том, что доказывание вины и виновности должно опираться на стадийность уголовного судопроизводства.
05.07.2023
Формы публичной власти в конституционном праве России
В статье представлен авторский взгляд на различные подходы к классификации публичной власти в конституционном праве России, выделяющие ее виды, уровни, формы и модели. Высказано мнение о том, что деление публичной власти на виды и уровни в большей степени соответствует ее сущностной характеристике, тогда как выделение форм и моделей отражает способы осуществления публичной власти. Обоснован вывод, согласно которому понятие «формы публичной власти» характеризует исключительно способы ее осуществления. Исходя из способов осуществления народовластия как основания классификации, формы публичной власти объединены в основные группы – непосредственные и представительные. Непосредственные формы публичной власти представлены тремя категориями: конституционные основные, конституционные и конституционно-правовые. К представительным формам публичной власти отнесены государственная власть, муниципальная власть и публичная власть федеральной территории. Применительно к каждой форме публичной власти рассмотрены основы конституционно-правового регулирования, обозначены его недостатки, предложены направления и способы их устранения. Выводы и предложения исследования направлены на упорядочение категориально-понятийного аппарата теории публичной власти в конституционном праве России и ее дальнейшее развитие.
04.07.2023
Низкое качество законотворчества как одно из проявлений юридической аномии
Статья посвящена имеющимся в российском законодательстве пробелам и коллизиям, обусловленным низким уровнем восприятия положений действующей Конституции Российской Федерации отечественным законодателем, что оценивается как одно из проявлений юридической аномии. Определяемая в качестве сложного многоаспектного явления, аномия в данном случае рассматривается с точки зрения ее правовой составляющей. Одним из наиболее важных проявлений юридической аномии выступает правовая неопределенность действующих законоположений, такое их свойство, которое анализируется в работе на основании изучения соответствующих актов Конституционного Суда Российской Федерации. Проявления юридической аномии рассматриваются в зависимости от отрасли права (области публичного и частного права, трудовое и уголовно-процессуальное законодательство), а также с точки зрения направленности законодательных норм на регулирование конкретных вопросов. Анализ, таким образом, проводится с точки зрения отраслевого и функционального критериев. Делается вывод о том, что юридическая аномия представляет собой одно из наиболее опасных явлений в отечественной правовой системе.
09.04.2023
Криминалистическая классификация способов противодействия расследованию высокотехнологичных преступлений
В статье раскрыта проблема противодействия расследованию высокотехнологичных преступлений. Представлена криминалистическая классификация способов этого противодействия. При построении классификационной схемы в качестве классифицирующего признака предложено использовать объект воздействия при противодействии расследованию. Описана классификационная схема, в основу которой положено разделение способов противодействия на три группы. К первой отнесены способы, направленные на криминалистически значимые источники информации о преступлении, подразделяющиеся, в свою очередь, на материальные и личностные источники. Во вторую группу включены способы противодействия, направленные на субъектов расследования конкретного преступления и иных связанных с этим расследованием лиц. Третья группа объединяет способы противодействия, направленные на условия процесса расследования. Для каждой группы приведены конкретизирующие ее на более низком иерархическом уровне классификации подгруппы способов противодействия расследованию. Описаны наиболее типичные приемы противодействия для случаев высокотехнологичных преступлений. Проведенная криминалистическая классификация может применяться сотрудниками правоохранительных органов для более эффективной нейтрализации противодействия расследованию преступлений.
07.04.2023
Правовая основа обеспечения безопасности дорожного движения при перевозке детей в возрасте до 12 лет
В статье рассматриваются проблемы обеспечения безопасности перевозок детей в контексте современного регулирования данной деятельности. Определено, что правовая основа в области перевозок детей в возрасте до 12 лет включает общие нормы, закрепленные в Правилах дорожного движения Российской Федерации, а также специальные требования к организованным групповым перевозкам детей автобусами. Дана характеристика основных требований в этой сфере, проанализированы проблемы их регламентации и обеспечения безопасности дорожного движения. Особое внимание уделяется контрольно-надзорной деятельности в отношении перевозок детей. Автором сформулированы предложения по повышению безопасности перевозок детей в возрасте до 12 лет, подчеркнута необходимость дальнейшего использования программно-целевого метода в области обеспечения безопасности дорожного движения.
15.02.2023
С 8 февраля 2023 г. журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (№ 2772 в Перечне), по следующим научным специальностям:
5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки;
5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки;
5.1.4. Уголовно-правовые науки.
14.02.2023
В соответствии с утвержденным 20 октября 2022 г. рабочей группой ВАК при Минобрнауки России Распределением журналов, входящих в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, по категориям журнал «Юридическая наука и правоохранительная практика» отнесен к первой категории рецензируемых научных изданий (К1 № 2571).
16.01.2023
Формирование конституционно-правовой модели единой системы публичной власти в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
В статье рассматривается современная модель единой системы публичной власти через призму ее формирования в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Выдвигается предположение о том, что появление в практике высшего органа конституционного контроля интегративной по отношению к органам государственной власти и органам местного самоуправления конструкции публичной власти было вызвано заложенным в Конституции Российской Федерации противоречием между ними. Любые прямые способы взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления ставят под сомнение конституционную независимость последних, тогда как объединение их в рамках единой системы публичной власти образует теоретически сбалансированную модель совместной деятельности. Аргументируется тезис о том, что современная конституционно-правовая модель единой системы публичной власти, закрепленная поправкой к Конституции Российской Федерации 2020 года, основывается на выработанных с 1997 года Конституционным Судом Российской Федерации правовых позициях и принципах. Описывается тенденция дальнейшего конституционно-правового развития Российского государства в русле концепции единой системы публичной власти, частным проявлением которой рассматривается создание принципиально нового вида органов власти – органов публичной власти федеральной территории.
11.01.2023
Возвращаясь к вопросу об общественной опасности административных правонарушений в области дорожного движения
В статье продолжается дискуссия о наличии признака общественной опасности в содержании административных правонарушений в области безопасности дорожного движения. В частности, обосновывается, что одни административные правонарушения являются общественно опасными, в то время как другие лишены данного признака, их следует характеризовать как общественно вредные. Проведенное исследование базируется на опубликованных ранее работах авторов, посвященных проблематике административных правонарушений в области дорожного движения и вопросам общественной безопасности, составной частью которой выступает безопасность дорожного движения. По результатам анализа представленных в научной литературе точек зрения по изучаемому вопросу, а также содержания статей, включенных в главу 12 КоАП РФ, предложены новые аргументы в подтверждение авторской позиции о наличии общественной опасности в содержании административных правонарушений в сфере дорожного движения.
03.10.2022
Проблемы исполнения сотрудниками органов внутренних дел административного ареста
Научная статья посвящена наиболее актуальным проблемам назначения административного ареста судьей, а также исполнения наказания сотрудниками органов внутренних дел. Обосновывается недопустимость исключения административного ареста из системы административных наказаний и необходимость разработки в связи с этим на законодательном уровне мер по повышению эффективности данного вида наказания. С этой целью автором предлагается внести в статью 3.3 КоАП РФ изменения, которые позволят назначать административный арест вместе с административным штрафом или лишением права управления транспортными средствами. Сделан вывод о необходимости закрепления на законодательном уровне порядка взаимодействия органов внутренних дел и судов по вопросам рассмотрения административных правонарушений, за совершение которых предусмотрен такой вид наказания, как административный арест.
01.10.2022
Уголовная ответственность за нарушение территориальной целостности Российской Федерации (статья 280.2 УК РФ)
В статье осуществляется анализ статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за такой вид экстремистской деятельности, как нарушение территориальной целостности Российской Федерации. Производится сравнение нормы, предусмотренной статьей 280.2 УК РФ, со схожей нормой Конституции Российской Федерации (часть 2.1 статьи 67), а также со смежными уголовно-правовыми нормами, предусмотренными статьями 278, 279, 280.1, 323 уголовного закона. Автор выделяет две формы анализируемого преступления, каждая из них имеет свои признаки и свою конструкцию состава преступления. Представлено авторское толкование признаков состава нарушения территориальной целостности Российской Федерации, включая разъяснение таких терминов, как «делимитация», «демаркация» и «редемаркация». Обозначено несовпадение текста исследуемой нормы с ее действительным смыслом. Автор акцентирует внимание на отсутствии дифференциации ответственности за данное преступление в зависимости от его форм и предлагает собственный вариант решения проблемы. В статье также даны рекомендации по квалификации рассматриваемого преступления.
16.06.2022
Проблемы исполнения сотрудниками органов внутренних дел административного ареста
Научная статья посвящена наиболее актуальным проблемам назначения административного ареста судьей, а также исполнения наказания сотрудниками органов внутренних дел. Обосновывается недопустимость исключения административного ареста из системы административных наказаний и необходимость разработки в связи с этим на законодательном уровне мер по повышению эффективности данного вида наказания. С этой целью автором предлагается внести в статью 3.3 КоАП РФ изменения, которые позволят назначать административный арест вместе с административным штрафом или лишением права управления транспортными средствами. Сделан вывод о необходимости закрепления на законодательном уровне порядка взаимодействия органов внутренних дел и судов по вопросам рассмотрения административных правонарушений, за совершение которых предусмотрен такой вид наказания, как административный арест.
15.06.2022
Уголовная ответственность за нарушение территориальной целостности Российской Федерации (статья 280.2 УК РФ)
В статье осуществляется анализ статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за такой вид экстремистской деятельности, как нарушение территориальной целостности Российской Федерации. Производится сравнение нормы, предусмотренной статьей 280.2 УК РФ, со схожей нормой Конституции Российской Федерации (часть 2.1 статьи 67), а также со смежными уголовно-правовыми нормами, предусмотренными статьями 278, 279, 280.1, 323 уголовного закона. Автор выделяет две формы анализируемого преступления, каждая из них имеет свои признаки и свою конструкцию состава преступления. Представлено авторское толкование признаков состава нарушения территориальной целостности Российской Федерации, включая разъяснение таких терминов, как «делимитация», «демаркация» и «редемаркация». Обозначено несовпадение текста исследуемой нормы с ее действительным смыслом. Автор акцентирует внимание на отсутствии дифференциации ответственности за данное преступление в зависимости от его форм и предлагает собственный вариант решения проблемы. В статье также даны рекомендации по квалификации рассматриваемого преступления
10.01.22
Причины снижения эффективности административного наказания
Несмотря на множество вынесенных постановлений об административных
наказаниях, количество соответствующих правонарушений продолжает расти. В статье на основе анализа действующего законодательства устанавливаются причины низкой эффективности административного наказания. Обосновывается, что включение в КоАП РФ норм, позволяющих сокращать объем реализации стадий производства по делам об административных правонарушениях, уже сегодня ведет к их полной функциональной нейтрализации по отдельным видам административных проступков. Сохранение таких тенденций может привести к полному отказу от взаимодействия между правоохранительными органами и административными делинквентами, к замене достаточно трудоемкой функции наложения административного наказания на обязательные сборы. Сделан вывод о том, что в этом случае будут существенно разгружены правоохранительные органы, однако станет невозможным осуществление прямой профилактической функции в отношении правонарушителей.
09.01.22
О философско-правовых притязаниях теории уголовного процесса на общую теоретико-методологическую основу научной специальности 5.1.4 – Уголовно-правовые науки
Актуальность темы вызвана созданием юридической специальности 5.1.4. Объективная же причина пересмотра теоретико-методологических оснований наук криминального цикла состоит в преобразовании цифровой революцией государства и права. Прежний позитивистский тип правопонимания уже недостаточен при выходе за рамки отраслевых наук. Разработанная нижегородской школой правовых исследований концепция предлагает новаторское решение проблемы создания общей теоретико-методологической, философско-правовой основы новой, междисциплинарной уголовно-правовой науки. В статье изложены основы авторской концепции относительно уголовного права и уголовного процесса. При этом деконструкции подверглись концепты классической уголовно-правовой доктрины, которые консервируют догматический, узкоотраслевой подход к пониманию правовых феноменов. Сделаны выводы о том, что правовая философия науки 5.1.4 должна строиться на постулате о ведущем значении процесса в создании как самого уголовно-правового средства воздействия, так и основания его применения. В свете процессуального детерминизма подлежат осмыслению и объяснению общие концепты уголовно-правовых наук. Процессуальный нигилизм недопустим не только в теоретико-философских построениях, но и на уровне уголовной политики, стратегии правового строительства организации защиты населения, государства, бизнеса от преступлений.
04.10.2021
НОВАЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ РАЗРАБОТКИ
Статья посвящена исследованию программно-целевого подхода как принципа обеспечения безопасности дорожного движения. Определено содержание данного подхода, изучен опыт реализации федеральных целевых программ, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Автором обоснована необходимость разработки новой федеральной программы повышения безопасности дорожного движения, даны рекомендации относительно цели, задач и основных направлений ее реализации. При формулировании задач новой программы предлагается учитывать специфику сферы дорожного движения, которое представляется социотехнической системой, включающей в себя комплекс взаимосвязанных элементов и подсистем. Выделены следующие направления обеспечения безопасности дорожного движения, заслуживающие особого внимания: улучшение дорог и дорожной инфраструктуры; совершенствование административно-правовых санкций за нарушения Правил дорожного движения Российской Федерации; модернизация системы управления обеспечением безопасности дорожного движения, совершенствование нормативной правовой базы.
01.10.2021
О НОРМАХ, ПРАВООТНОШЕНИЯХ И АКТАХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
В статье исследуются специализированные нормы и правоотношения юридической ответственности, направленные на обеспечение национальной безопасности. Раскрываются критерии, являющиеся основой для выделения норм и правоотношений, объектом которых выступает национальная безопасность. Особое внимание уделяется регулятивному блоку механизма правового регулирования и общерегулятивным правоотношениям, в системе которых выделяются отношения, обеспечивающие национальную безопасность. Показано, как общерегулятивные правоотношения выступают в качестве оснований возникновения для конкретных отношений соответствующего вида. В представленном исследовании решаются и прикладные задачи, направленные на совершенствование действующего законодательства. В частности, рассматриваются декларации юридической ответственности, а также уделяется внимание недостаткам новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.
15.07.10
ПОЛУЧЕНИЕ ОБЪЯСНЕНИЙ В ХОДЕ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ
В статье на основе проведенного теоретического анализа с учетом существующей правоприменительной (в том числе судебной) практики выявлены недостатки законодательной регламентации получения объяснения, влекущие нарушение прав опрашиваемых лиц, а также препятствующие дальнейшему использованию полученных сведений в качестве доказательств по уголовному делу. Авторы приходят к выводу о том, что процессуальный порядок получения объяснения должен соответствовать порядку производства допроса, за исключением распространения на него положений статей 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также возможности применения принуждения. В статье приведены предложения по изменению действующего законодательства, даны рекомендации по совершенствованию правоприменительной практики. Определены направления для дальнейшего изучения вопросов, связанных с получением объяснений в ходе проверки сообщения о преступлении.
10.07.2021
ОБОСНОВАННОСТЬ И МОТИВИРОВАННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОСОБОГО ПОРЯДКА ПРИНЯТИЯ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОСУДЕБНОГО СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
Статья посвящена анализу содержания положений главы 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в контексте обоснованности и мотивированности решений о применении установленных ею процедур. Выявлены некоторые их недостатки: во-первых, положения части 3 статьи 317.1 кодекса, наделяющие следователя полномочиями, превышающими его процессуальный статус; во-вторых, содержание досудебного соглашения о сотрудничестве, отраженное в статье 317.3, которое должно предполагать предъявление обвинения до его заключения; в-третьих, отсутствие в перечне оснований принятия судом решения о рассмотрении дела в особом порядке ходатайства обвиняемого, выражающего согласие на такой порядок. Делается вывод о том, что применение главы 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации представляет собой сочетание двух самостоятельных процедур: 1) согласие сторон обвинения и защиты на заключение досудебного соглашения о сотрудничестве и
2) обоюдное согласие сторон на применение особого порядка судебного разбирательства. Каждая из процедур, по мнению авторов, должна предполагать вынесение уполномоченным лицом самостоятельных процессуальных актов.